В последнем номере журнала «Изборского клуба» прочитал о судьбе кинематографических изобретений великого советского оператора Павла Клушанцева. Того самого, что снял «Планету бурь» в 1962 году, а также около 200 игровых, документальных и научных фильмов. Оказывается, он бесплатно передал все свои изобретения и наработки американцу, обладателю нескольких «Оскаров», режиссёру по визуальным эффектам Роберту Скотаку: «Павла Клушанцева я пытался разыскать на протяжении многих лет. Когда мы снимали «Терминатора», я приходил домой около полуночи и писал людям, живущим в России: «Вы уже нашли Павла? Жив ли он?» И вот его первое письмо, которое он мне послал и которое так взволновало меня 1 мая 1990 года (Клушанцеву в это время 80 лет): «Уважаемый коллега Роберт Скотак! Ваше письмо меня необычайно удивило и обрадовало. Я никогда не думал, что в далёком Голливуде кто то может мною заинтересоваться. Сейчас я старик, на пенсии. Кинематографии посвятил 45 лет. Мною было создано около трёхсот оригинальных конструкций, способов съёмки, изобретений, помогающих обмануть зрителя». Вместе с письмом пришла бандероль с фотографиями, чертежами и их детальными описаниями. «Когда я получил эти фотографии, это было похоже на миллион долларов, полученный по почте. Сколько таинственного раскрывалось в том, как снимались эти кадры! Это было удивительно. Я показывал их всем: «Посмотрите, что прислал мне из Санкт-Петербурга этот мастер спецэффектов!». «Миллион долларов» — не преувеличение, если учесть, что создатели воспользовались «секретами» Клушанцева, в первую очередь — революционными находками из «Планеты бурь», с которой в Голливуде собрали воистину фантастический (и в прямом, и в переносном смысле) урожай. (Позже Скотак лично приехал в Питер и забрал остальной архив Клушанцева) Ставшие классикой кинофантастики машины на антигравитационной тяге из «Звёздных войн» прилетели прямиком из «Планеты бурь», а робот С-3РО (включённый в «Зал славы роботов» в 2004 году) создан по образу и подобию «Железного Джона» Клушанцева. Лукас заимствовал не только внешний облик клушанцевского робота, но и «личные качества» — преданность и дружелюбие. В свою очередь, Скотак, работавший над «Терминатором-2» (1991) с режиссёром Дж. Кэмероном, заимствовал сцену гибели «Железного Джона» в кипящей лаве: в эффектном финале «Терминатора» персонаж Шварценеггера точно так же погружается в расплавленный металл. При съёмке подводных сцен «Титаника» (1997) Скотак воспользовался именно клушанцевскими приёмами. «Планета бурь» всегда поражала меня, — говорил Скотак. — Прекрасная подводная сцена родилась в павильоне. Чтобы передать движение под водой, актёры висели на тросах; ещё Клушанцев блестяще придумал поставить аквариум с рыбками между актёрами и камерой. Всего я насчитал около семи различных спецэффектов, применённых одновременно для создания атмосферы реальных условий». Идеи Клушанцева Спилберг как продюсер использовал в фильме «Люди в чёрном-3» (2012), а венерианские ящеры из «Планеты бурь» предвосхитили его «Парк Юрского периода» (1993). Были езё «Миссия на Марс» (2000) Б. Де Пальмы, «Красная планета» (2000) Э. Хоффмана, «Прометей» (2012) Р. Скотта. В числе трёхсот изобретений Клушанцева — стабилизатор камеры для съёмок с воздуха, аппарат для съёмок под водой, способ получения цветного изображения, автофокус, точечный экспонометр, люминесцентный способ комбинированной съёмки, «призма Клушанцева» для одновременной съёмки натуры и рисунка. И всё это — своими силами, «на деревяшках, на верёвочках, на гвоздиках», в условиях беднейшей технической базы «Леннаучфильма», с крохотными бюджетами. В России о достижениях Клушанцева напоминает лишь скромная экспозиция в музее «Леннаучфильма», но многие экспонаты утеряны. «Громадный металлический костюм робота, который снимался в «Планете бурь», простоял у нас в студии до 1980 х годов. Сотрудники тушили об него окурки, — вспоминает Л. Кухалева. — А потом его сдали в металлолом». Память о нём увековечена только в космосе. В 2008 году Международный астрономический союз назвал малую планету под номером 321046 именем «Клушанцев».